Школьный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и
самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни.
В
этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в
форме скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки.
Родители своим образом жизни, поведением, отношением к труду, к
окружающим способствуют формированию у детей правильных целей
самовоспитания и самообразования. Если школьник, ориентируясь на образ
жизни родителей, ставит перед собой задачу много работать над собой,
чтобы в будущем сделать «блестящую карьеру», из него не получится
человека по-настоящему воспитанного и образованного.
К сожалению,
есть такие учащиеся, для которых главное — отличная учеба, стремление
во чтобы то ни стало получить хороший аттестат зрелости, любой ценой
поступить в вуз. Такие «отличники» живут обычно только собственными
интересами, равнодушны к нуждам других, не участвуют в жизни школьного
коллектива, не считаются с товарищами. Педагоги выделяют и такой
«вариант» школьников (к счастью, нечасто встречающийся), для которых
стимулом к усиленной работе над собой является желание выделиться,
постоянно находиться в центре внимания. Эти учащиеся много и
бессистемно читают, слушают радио, смотрят телевизионные передачи на
общественно-политические темы, охотно вступают в диспуты, участвуют в
других мероприятиях, стремясь при этом блеснуть своей эрудицией,
продемонстрировать осведомленность. Такие дети нередко скептически
относятся к окружающим, многое без оснований критикуют и берут под
сомнение, навязывают свое мнение другим. Умственный и душевный багаж
таких подростков или юношей мало приносит пользы другим. Более того, их
тенденциозное поведение отталкивает товарищей, усложняет отношения с
коллективом.